От ворот Усадьбы хорошо виден каменный грот на склоне – до него всего около 300 метров. Это не жилая пещера, но по версии исследователей, именно здесь отправлял обряды скифский жрец.
Вполне возможно, он занимался и традиционным гаданием по ивовым прутьям, ведь материала для гаданий у него было вдоволь! Скифское жречество изучено мало, скифы не воздвигали культовых сооружений, но кто знает, какие тайны хранит наш грот? Побывав там, Вы почувствуете дыхание истории. А в скальном выходе, где разместился грот, обнаружена сеть пещерных ходов. Желающие могут заглянуть и в них.
Рядом с Устюбой прямо над улицей в скале находится «Грот на горе Яманка» (jаман — плохой, дурной; возможно от монг. ямаа — коза). Народная молва по созвучию ли, по сохранившимся ли легендам, окрестила его Гротом Шамана.
Археологи, побывавшие в этой пещерке, не считают ее жилой, однако находят следы частого посещения в древние времена. Вполне вероятно, что именно здесь в самом деле творил обряды жрец скифского племени, следы обитания которого найдены поблизости при строительстве автомобильной дороги. Скифы не строили культовых сооружений, но вряд ли отправляли обряды в совершенно бытовой обстановке поселения.
В гроте явно разводили огонь (вспомним, что скифы огонь обожествляли). Он равноудален от места поселения и от и цепочки курганов, уходящих в Мархенин Лог. Из грота открывается вид на гору Черепан недалеко от Манжерока (ориентир – памятник В.Шишкову на Чуйском тракте). Эта гора считается священной, имеет статус места силы, в Чултуковом логу под ней расположен огромный неразграбленный некрополь скифских и гунно-сарматских времен.
В пользу ритуального назначения грота говорит и еще одна находка: прямо над гротом студентами-практикантами в земле был обнаружен череп человека – остальной скелет отсутствовал, а череп лежал куполом вверх, его даже приняли за камень. Вряд ли в скальном грунте могли похоронить кого-то стоя, а вот голову врага, например, закопать – вполне. Череп, по-видимому, за долгие века вышел ближе к поверхности за счет вымывания грунта вешними водами.
Большая часть скифских обрядов относилась к военным. Среди мирных обрядов воинственного племени популярны были ритуалы братания друзей и обряд просьбы о взаимопомощи, и также гадание на ивовых прутьях.
Случаются годы, когда грот обретает название «Кровавой пещеры». Жутковатое имя обеспечивают сотни тысяч божьих коровок, усыпавших стены, в результате чего они становятся кроваво-красного цвета.
Природные и человеческий фактор в последние два десятилетия понемногу меняют очертания грота. Вход стал шире, а внутри можно увидеть небольшое узкое отверстие, ведущее в неизвестность. Возможно, это проход в другую пещеру, которыми изрезаны здесь горы из мягкого известняка.